Западное искусство второй половины 19 века

Архитектура и скульптура

Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания - доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный тип западного многоэтажного города. В середине века резко изменился облик многих европейских столиц. В перестроенном Берлине участки земли между городскими проспектами заполнили кварталы однотипных домов с тесными двориками-колодцами. Более удачной оказалась реконструкция Вены. На месте снесённого пояса городских укреплений проложили широкую озеленённую магистраль Ринг («кольцо»), которую быстро застроили внушительными общественными и жилыми зданиями. Образцовой была признана перестройка Парижа. Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров положили конец средневековой замкнутости кварталов и связали город в единое целое. Кладбища переместились к окраинам, промышленные предприятия - в предместья, зато в черту Парижа вошли два больших пейзажных парка — Венсенский и Булонский леса. В XIX в. западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства. Но современные конструкции считались слишком грубыми, недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали лишь при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, а также популярных тогда всемирных промышленных выставок.

В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествовал эклектизм (от греч. «эклектикос» -выбирающий») - архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей.

Появление эклектизма было подготовлено неоклассицизмом и неоготикой первой половины столетия. Потом возникло ещё несколько «исторических» стилей - романско-византийский стиль, неоренессанс, необарокко, ложное рококо, второй ампир.

 

Церковь Сакре-Кёр (франц. sacrecoeur-«святое сердце Христово») возводилась после событий 1870 -1871 гг. - франко-прусской войны и революции — как символ национального возрождения и примирения. Церковь расположена на вершине холма Монмартр в Париже. Её белые стены и округлые купола выдают влияние византийского архитектурного стиля.

Поль Абади. Церковь Сакре-Кёр. 1876—1919 гг. Париж.
 

Готфрид Земпер. Дворцовый театр. 1838—1841 гг., перестроен в 1871—1878гг. Дрезден.

 

Выдающимся немецким зодчим был Готфрид Земпер (1803—1879), известный также как теоретик архитектуры. Постройкам Земпера присущ эклектизм, и всё же он отдавал предпочтение ясному и выразительному языку архитектуры итальянского Возрождения. Характерная его работа - Дворцовый театр в Дрездене (1838—1841 гг., перестроен автором в 1871 —1878гг.).

На протяжении полувека европейские архитекторы пытались преодолеть разлад между конструкцией здания и его пластическим образом. Эжен Виолле-ле-Дюк (1814—1879), французский зодчий и реставратор готических памятников, в 60-х гг. утверждал, что основой архитектурного образа должна быть конструкция, отвечающая определённому назначению. К сходным взглядам почти в то же время пришёл и Земпер, добавляя при этом, что зодчий должен «оживить» материал и конструктивную схему, вложить в них частицу своего творческого «я». Эти представления легли в основу стиля модерн, черты которого проявились уже в конце XIX в.

Вместе с «Бронзовым веком» в Салоне 1878 г. была выставлена новая скульптура Огюста Родена. Провозвестник пришествия Иисуса Христа показан широко шагающим сильным мужчиной: он крепок, неистов и убеждён в своей правоте. Губы шепчут слова проповеди, рука сжимает невидимый крест. Иоанн обнажён, так как Роден считал: тело - слепок души, оно прекрасно и безгрешно, потому что создано Богом.

Георг фон Дольман. Замок Нейшванштейн. 1869—1886 гг. Бавария.

 

Король Баварии Людвиг II Виттельсбах (1864—1886 гг.) унаследовал от своих предков страстную любовь к искусству. По его распоряжению был построен ряд загородных резиденций, каждая из которых — своеобразное воплощение фантазий короля. Так, Нейшванштейн воспроизводит романтический мир Средневековья, каким он предстаёт в оперных спектаклях. Замок построил придворный архитектор Георг фон Дольман (1830-1895) по эскизам художника Христиана Янка (1833-1888). Янк оформлял постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», которую очень любил король. В Нейшванштейне использованы формы романской архитектуры, однако его скорее хочется назвать ожившей декорацией Замок стоит в живописной местности горной Баварии между двумя озёрами. Броская красота островерхих башен и стен из ослепительно белого камня и красного кирпича оттеняется яркой синевой озёрной воды и зеленью соснового леса. Интерьеры замка, среди которых выделяются Тронный и Певческий залы, украшены росписями на сюжеты из вагнеровских опер.

Шарль Гарнье. Театр «Гранд-Опера». 1861—1875 гг. Париж.

 

Хотя эклектизм, по сути, явление «массовой культуры», среди его мастеров были яркие творческие индивидуальности, такие, как французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (1825—1898). Построенное им здание парижского театра «Гранд-Опера» (1861 — 1875 гг.), несмотря на помпезное убранство, оставляет впечатление величавой целостности. Площадь перед зданием, вестибюль, парадная лестница, фойе, огромный зрительный зал

на две тысячи мест и почти такая же по величине сцена органично дополняют друг друга, образуя единый ансамбль. Постройка Гарнье послужила образцом для театральных зданий того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке).

Теофилиус Эдвард фон Хансен. Парламент. 1873—1883 гг. Вена.

Александр Виллеман. Дворец юстиции. Вена.

Характернейший пример эклектима в архитектуре - застройка венского Ринга (60—80-е гг.). Здесь соседствуют Вотивная церковь в формах французской готики (архитектор Генрих фон Ферстель); Городской театр, сочетающий черты зодчества Возрождения и барокко (архитекторы Готфрид Земпер и Карл Эрхард фон Хазенауер); здание Парламента, стилизованное под древнегреческое (архитектор Теофилиус Эдвард фон Хансен), и Дворец юстиции, оформленный в подражание немецкой архитектуре XVI в. архитектор Александр Виллеман).

Архитектура эклектизма отражает психологию европейца тех времён, который считал свою цивилизацию образцовой, а свою эпоху — вершиной истории и не сомневался, что вправе распоряжаться наследием иных веков и культур. Хозяин доходного дома использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, как броскую упаковку для сдаваемых квартир. Декор (от лат. decoro — «украшаю») - система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия. Богатый чудак мог выстроить резиденцию, отражающую мир его романтических грёз (таковы постройки Георга фон Дольмана для короля Баварии Людвига II). Парламентские здания воспроизводили формы архитектуры Древней Греции, церкви и суды напоминали о Средневековье, театры - о барокко и рококо.

Александр Гюстав Эйфель. Эйфелева башня. 1889 г. Париж.

Эйфелева башня

Эйфелева башня — символ Парижа. Она царит нал центром города, бесчисленные сувениры воспроизводят её силуэт, толпы туристов стремятся подняться на неё. Мало кто помнит скандал, сопровождавший рождение башни. Ни один человек уже не спрашивает, чего ради понадобилось возводить столь грандиозное сооружение, вдвое превышающее по высоте пирамиду Хеопса.

Эйфелева башня была построена в 1889 г. как парадный вход на Всемирную выставку, проводившуюся в Париже. Очередная выставка должна была превзойти по масштабу все предыдущие и разместиться в нескольких павильонах. Следовательно, входная башня становилась композиционным и смысловым центром архитектурного ансамбля. Кроме того, Франция стремилась эффектно продемонстрировать свои технические достижения, заявить о себе как о ведущей промышленной державе.

Александр Гюстав Эйфель (1832—1923) в 70— 80-е гг. занимался строительством большепролётных мостов. Самый смелый среди осуществлённых проектов — полукилометровый мост Гараби через реку Труэр в Центральной Франции. Все его детали были выполнены из решётчатых металлических конструкции.

Получив заказ на возведение башни, Эйфель остроумно использовал найденное ранее решение. Он выбрал для башни (её высота триста метров) форму многократно увеличенной мостовой опоры. Благодаря конструктивному расчёту башня обрела высокую степень прочности. Подъёмники, во время строительства доставлявшие детали наверх, превратились в пассажирские лифты. Посетители поднимались на смотровые площадки, с которых открывался вид и на ансамбль выставочных зданий, и на город.

Художественная общественность возмущалась тем, что в сердце Парижа установлена «эта никому не нужная и чудовищная Эйфелева башня», требовала её снести. Однако за столетие, прошедшее со времени строительства Эйфелевой башни, споры утихли. Выполнив роль великолепной рекламы технических и художественных возможностей нового строительного материала — металла, она стала достопримечательностью французской столицы.

Джозеф Пакетом. «Хрустальный дворец» в Лондоне. 1851 г., не сохранился.

«Хрустальный дворец»

В 1851 г. жители Лондона наблюдали необычную картину. В их любимом Гайд-парке, традиционном месте собраний и митингов, за несколько месяцев выросло огромное прозрачное сооружение, которое получило название «Хрустальный дворец». История его создания такова.

В 40-х гг. XIX в. Общество поощрения искусств, производства и коммерции выдвинуло идею провести в стране первую Всемирную промышленную выставку, где производители из разных стран могли бы продемонстрировать свою продукцию и найти новые рынки сбыта.

Английское правительство поддержало эту инициативу. Специальная Королевская комиссия объявила конкурс на лучший проект выставочного здания и за три недели получила двести сорок пять предложений, однако ни одно из них не было одобрено.

В 1850 г. Джозеф Пакстон (1801—1865) представил свой проект выставочного павильона. Он служил старшим садовником в Чатсвортском замке герцога Девонширского и возвёл там несколько сооружений, в частности Большую оранжерею (1841 г.). Королевская комиссия приняла проект Пакстона.

Выставочный павильон представлял собой вытянутое прямоугольное в плане здание обшей площадью почти семьдесят две тысячи квадратных метров.

Благодаря тому что весь «Хрустальный дворец» состоял из металлических и стеклянных элементов одного размера, он был возведён всего за девять месяцев.

Современников павильон поразил не столько архитектурными достоинствами, сколько своей конструкцией и технологией строительства. Между тем он нёс в себе признаки новой функциональной архитектуры, не обращающейся к известным стилям прошлого, свободной от декоративных деталей. Такая архитектура появится только в начале XX в., однако некоторые зодчие Англии уже осознали неизбежность её прихода. «Мистер Пакстон, ведомый светом природной проницательности, — писал его современник, — достиг успеха, который доказал со всей неопровержимостью, как ошибались мы в их попытках копировать древние образцы, ибо завтрашняя архитектура будет архитектурой здравого смысла...».

Уникальное сооружение Пакстона простояло до 1936 г. и, к сожалению, было уничтожено пожаром.

 

Искусство второй половины XIX века

Искусство Западной Европы

«Хрустальный дворец»

Эйфелева башня

Архитектура эклектизма

Шарль Гарнье - Театр «Гранд-Опера»

Георг фон Дольман - Замок Нейшванштейн

Поль Абади - Церковь Сакре-Кёр

Готфрид Земпер - Дворцовый театр

Огюст Роден (1840—1917) XX в. открылся Всемирной промышленной выставкой. В 1900 г. в Париже мир демонстрировал свои научные, технические и индустриальные достижения, а также успехи в области искусства. У моста Альма в отдельном павильоне были представлены работы Огюста Родена, самого известного французского скульптора. Ему было шестьдесят лет, сорок пять из них он отдал скульптуре. Этой выставкой, состоявшей из ста шестидесяти восьми работ — законченных произведений и эскизов, — Роден подводил итог своей творческой деятельности.

Скульптуры Огюста Родена

«Граждане Кале»

«Виктор Гюго» и «Памятник Оноре де Бальзаку»

Требования, предъявляемые к современным вычислительным сетям