История Российского искусства конца 19 века

Василий Поленов (1844-1927)

Василий Поленов. Московский дворик. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

Василий Дмитриевич Поленов родился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литературой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете. Закончив обучение, молодой художник был направлен академией в заграничную командировку на шесть лет, побывал в Германии, Италии, Франции, изучал и копировал старых мастеров, знакомился с новыми веяниями в живописи. Тогда же Поленов написал картины на сюжеты из европейской истории. Вернувшись в Россию в 1876 г., он получил за эти работы звание академика.

В 1878 г. художник представил на передвижную выставку картину, за которую извинялся перед Иваном Николаевичем Крамским как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать что-нибудь более значительное. Это был «Московский дворик» - произведение, ставшее этапом в русской живописи. Уголок старого Арбата: солнечное утро; в траве играют дети, около одной из тропинок стоит малыш; справа лошадь, запряжённая в телегу, в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатыми заборами купола церкви Спаса на Песках, белая колокольня, а надо всем — синее небо.

В этой картине можно увидеть жанровую зарисовку из жизни простого народа, а можно - философскую мысль о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным.

Но скорее всего здесь раскрылся Поленов-созерцатель, который безмятежно наблюдает окружающий мир. Этот мир залит солнцем, и художник увлечён игрой красок, световыми эффектами. Русские художники были поражены, увидев подлинно пленэрную живопись — свет и воздух, переданные в картине.

Василий Поленов. Бабушкин сад. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

Большую часть полотна «Бабушкин сад» (1878 г.) занимает пышно разросшаяся зелень. Сквозь густое переплетение ветвей видна часть особняка, старинного, обветшавшего, но всё ещё красивого. По садовой дорожке прогуливаются сгорбленная старушка и юная девушка. Пейзаж здесь не является фоном: именно на нём сосредоточено внимание художника, любующегося тонкими цветовыми переходами в тени и на солнце. Картина окрашена грустью об уходящем в прошлое уюте дворянского быта.

«Бабушкин сад»

«Христос и грешница»

Илья Репин (1844-1930)

«Бурлаки на Волге»

«Портрет М. П. Мусоргского»

«Не ждали» Однако работа выходит за рамки этих жанров: здесь есть бесконечный простор противоположного берега Волги, высокое небо, могучая сила, воплотившаяся в бурлацкой упряжке. Даже размеры картины усиливают впечатление размаха.

«Иван Грозный и сын его Иван 1б ноября 1581 года»

«Заседание Государственного совета»

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Василий Верещагин (1842—1904)

«Двери Тамерлана»

«Представляют трофеи»

«Апофеоз войны» Завершает эту серию знаменитый «Апофеоз войны». Среди выжженной пустыни возвышается пирамида из человеческих черепов. Над ней кружит вороньё. На заднем плане — разрушенный город, засохшие деревья.

«Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой»

 

Требования, предъявляемые к современным вычислительным сетям