Лекции
Физика

Контрольная

На главную
Электротехника

История Российского искусства конца 19 века

Иван Крамской (1837-1887)

Иван Крамской. Мина Моисеев. Этюд для картины «Крестьянин с уздечкой». 1883 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

В 70-80-х гг. Крамской создавал портреты крестьян. Характер Мины Моисеева - крепкого старика с морщинистым лицом и натруженными руками — не поддаётся однозначному определению. В усмешке крестьянина - и ум, и простодушие, весь его облик оставляет ощущение величия: палка в руках кажется посохом, а ветхая одежда ниспадает с плеч, как мантия.

152
Донателло Пир Ирода 1423-1427

Рельеф купели в баптистерии сиенского собора Позолоченная бронза 60 х 60 см

153
Донателло Пир Ирода

Деталь

свою красоту и славу. На илл. 152 показан бронзовый рельеф купели баптистерия в Сиене, созданный почти десятилетием позже статуи Святого Георгия. Как и на известной нам средневековой купели (стр. 179, илл. 118), здесь изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя. Донателло воссоздал страшный момент: исполняется преступное желание царевны Саломеи, которая в награду за свой танец потребовала от царя Ирода голову Иоанна Крестителя. Художник вводит нас в пиршественный зал с галереей для музыкантов; за ней в арочных проемах открываются другие помещения и лестницы. Только что вошедший палач, опустившись на колено, подносит царю блюдо с отрубленной головой. Ирод в ужасе отшатнулся, выставив вперед руки. Замыслившая злодеяние мать Саломеи пытается что-то объяснить ему, не замечая образовавшейся вокруг нее пустоты. Охваченные смятением гости (один из них закрыл лицо рукой) отхлынули от стола, столпившись вокруг Саломеи, еще пребывающей во власти танца. Нет надобности долго распространяться о проявлениях новаторства в рельефе Донателло. Здесь все - новаторство. У людей, привыкших к готическому изяществу, такая композиция могла вызвать потрясение. Декоративная красота уступает место иной задаче - создать впечатление внезапно воцарившегося хаоса, смятения. Движения фигур резки и порывисты, художник не пытается смягчить жестокость сцены. Современникам Донателло правдоподобие рельефа могло показаться почти невероятным.

Ядерные реакторы

Сети